Вопрос проведения оценки профессиональных рисков на сегодняшний день очень актуален. Почти во всех новых Правилах по охране труда, вступивших в силу с 1 января 2021 г., содержится требование применения дополнительных мер безопасности в соответствии с результатами оценки профессиональных рисков.
С 1 июля 2022 вступает в силу новая редакция Трудового кодекса, в которой также существенное место отводится профессиональным рискам, их оценке и управлению ими.
На сегодняшний день нормативно не установлено требование к обязательному обучению лиц для управления профессиональными рисками.
Учитывая, что процедура оценки рисков – процесс достаточно сложный, требующий особых знаний, рекомендуется провести подготовку лиц, привлекаемых в организации к управлению профессиональными рисками.
ГОСТы (Системы управления охраной труда) устанавливают следующее:
ГОСТ 12.0.230.5-2018 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы управления охраной труда. Методы оценки риска для обеспечения безопасности выполнения работ:
6.1 Оценка риска проводится организацией собственными силами или с привлечением сторонних специалистов и/или организаций
Организация должна поддерживать высокий уровень квалификации лиц, проводящих оценку риска, поскольку от него зависит качество оценки риска, а следовательно, и качество всех последующих мероприятий по управлению рисками.
6.3 Перед началом процесса оценки риска проводящая ее организация должна провести целевое специальное обучение привлекаемого для оценки риска персонала приемам и методам проведения такой оценки.
ГОСТ 12.0.230.4-2018 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы управления охраной труда. Методы идентификации опасностей на различных этапах выполнения работ:
7.6 Перед началом процесса идентификации опасностей целесообразно организовать целевое специальное обучение привлекаемого для идентификации опасностей персонала приемам и методам проведения идентификации.