Топ-100

Самозащита: Административное обжалование


А надо ли?
Куда обратиться?
Как оформить и подать жалобу?
Решение по жалобе


АДМИНИСТРАТИВНОЕ ОБЖАЛОВАНИЕ


Вы вправе обжаловать действия (или бездействие) и акты проверяющих:

  • в вышестоящее подразделение;
  • вышестоящему чиновнику.

Такое обжалование называется административным.


А надо ли?
К преимуществам административного обжалования относится то, что вам не придется нести дополнительные расходы: платить государственную пошлину, оплачивать услуги юристов и т.д. Кроме того, вы узнаете позицию вышестоящего подразделения, что позволит вам (в случае отрицательного результата) лучше подготовиться к судебному рассмотрению вашей жалобы.
Главный недостаток состоит в том, что спор рассматривает одна из спорящих сторон. Поэтому, как правило, административное обжалование не приносит положительных результатов. Руководителю проверяющих удобнее действовать не по закону, а в соответствии с приказами вышестоящих инстанций. А подобные приказы часто противоречат законам. Если руководитель не выполнит приказ, он рискует лишиться кресла. А если действует в соответствии с инструкциями, но проигрывает дело в суде, то виноват уже не он, а те, кто придумал эти инструкции. Именно поэтому руководитель будет действовать так, как написано в инструкциях, даже если это противоречит закону.
Однако жаловаться нужно. Того, кто жалуется, меньше проверяют. Это утверждение проверено практикой.


Куда обратиться?
Прежде чем составлять жалобу, нужно определить, куда ее нести. Это зависит от того, что вы обжалуете.
Если вы обжалуете действия или бездействие инспекторов, то можете обратиться к их начальнику.
Инспектор налоговой инспекции вручил руководителю ООО "Дурумс" требование о представлении документов. При этом он потребовал представить ему не копии, а оригиналы.
Фирма может обжаловать действия инспектора руководителю инспекции.
Если же вы хотите обжаловать акт проверяющих (например, решение о привлечении к налоговой ответственности, аресте имущества, приостановлении операций по счетам и т.д.) или действия их руководителя, обращайтесь в вышестоящее подразделение.
Для налоговой инспекции вышестоящим подразделением является региональное управление, а для регионального управления - межрегиональная (специализированная или окружная) инспекция.


Как оформить и подать жалобу?
Закон не содержит требований к оформлению жалобы - вы можете написать ее в произвольной форме.

Укажите в жалобе:

  • наименование и адрес вышестоящей структуры или должность и Ф.И.О. должностного лица, к которому вы обращаетесь с жалобой;
  • наименование, ИНН, юридический и почтовый (если они не совпадают) адрес вашей фирмы (либо ваши Ф.И.О. и свидетельство о государственной регистрации вас как индивидуального предпринимателя);
  • Ф.И.О., должность инспектора, чьи действия или бездействие вы обжалуете, дату и время их совершения (если вы обжалуете действия или бездействие);
  • наименование контролирующего ведомства, чей акт вы обжалуете, его номер и дату составления (если вы обжалуете акт проверяющих);
  • обоснование жалобы со ссылками на нарушенные законы.

Не пишите слишком длинных жалоб: не более одной - двух страниц. Имейте в виду: если жалоба будет длинной и в ней будет слишком много "воды", инспекторы прочитают только начало и конец бумаги, а середину в лучшем случае просмотрят. Для них важна только правовая сторона вопроса. Поэтому излагайте свои мысли по такому принципу: довод - ссылка на закон (указ, постановление, инструкцию и т.д.). Если есть судебная практика, приведите и ее.
Постарайтесь четко формулировать свои требования. Чем конкретнее требование, тем конкретнее будет ответ.
Жалобу от имени фирмы должен подписать ее руководитель, а от имени предпринимателя - сам предприниматель.
Если у вас есть документы, которые подтверждают вашу правоту, подготовьте их копии и приложите к жалобе. Не отдавайте оригиналы этих документов.
Предприниматель направил начальнику оперативной службы железнодорожной милиции жалобу на незаконные действия его подчиненных. Начальник жалобу не удовлетворил. Предприниматель решил обратиться в суд, поэтому попросил вернуть ему оригиналы приложенных к жалобе документов. Но в милиции ему ответили, что документы утеряны. Теперь предпринимателю будет трудно выиграть спор в суде.
Жалобу составьте в двух экземплярах. Один экземпляр отправьте по почте или отнесите лично, второй - оставьте себе.
Если вы решили отправить жалобу по почте, то сделайте это заказным письмом с уведомлением. Уведомление сохраните.
Если вы отнесли жалобу лично, то обязательно требуйте, чтобы ее зарегистрировали.
Срок подачи жалобы - три месяца со дня, когда вы узнали или должны были узнать о нарушении ваших прав. Если вы обжалуете постановление о привлечении к административной ответственности, срок меньше - десять дней после вручения или получения копии постановления по почте.
21 марта 2005 года ФСС вынес решение о привлечении фирмы к ответственности. 22 марта фонд направил это решение фирме заказным письмом.
Фирма получила письмо 26 марта. С этой даты начинается отсчет трех месяцев, отведенных на обжалование решения. Он заканчивается 26 июня, но так как это выходной день, то продлевается до следующего рабочего дня - 27 июня 2005 года.
Если вы пропустили срок подачи жалобы по уважительной причине, то должностное лицо, к которому вы обращаетесь, может этот срок восстановить. Для этого подайте письменное ходатайство, в котором укажите причины пропуска срока.


Решение по жалобе
Жалобу должны рассмотреть и принять по ней решение в течение месяца. Если вы обжалуете постановление о привлечении к административной ответственности, решение должно быть принято в десятидневный срок.
Копию жалобы вам должны вручить (или направить по почте) в течение трех дней после вынесения решения.
Решение по жалобе зависит от того, что вы обжалуете.
Если вы обжалуете действия (или бездействие) инспекторов, то их начальник может:

  • полностью или частично удовлетворить жалобу (признать, что его подчиненные действовали незаконно);
  • отказать в удовлетворении жалобы (признать, что подчиненные действовали правильно).

Жалоба считается разрешенной, если рассмотрены все поставленные в ней вопросы, по ним приняты необходимые меры и заявителю дан исчерпывающий письменный ответ.
Если вы обжалуете акт, подписанный начальником проверяющих или его заместителем, то вышестоящая инстанция может признать его (акт) недействительным или отказать вам в жалобе.
Если принятое решение вас не устраивает, вы можете обратиться в прокуратуру или в суд.


Рассматривая жалобу на постановление об административном нарушении, вышестоящий чиновник (или его заместитель) может (ст. 30.7 КоАП РФ):

  • оставить постановление без изменения, а жалобу - без удовлетворения;
  • изменить постановление. При этом наказание не может быть усилено (например, увеличен штраф);
  • отменить постановление и прекратить производство по делу;
  • отменить постановление и возвратить дело на новое рассмотрение.

Если вас не устраивает принятое решение, вы можете обжаловать его в прокуратуру или в суд.
Если вашу жалобу удовлетворили, вы можете потребовать в суде, чтобы проверяющие возместили вам понесенные убытки и моральный ущерб (ст. 1070 ГК РФ).


Еще курсы

Новости

Заказать

Оставьте свои контактные данные