У Вас проверка: Пожарная инспекция


1. Проверки

  • Плановые и контрольные проверки
  • Оперативные проверки
  • Проверки по жалобе

2. Перед проверкой инспектор обязан
3. Что проверяют
4. Извлечения из ППБ 01-03
5. Извлечения из N120-ФЗ “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам пожарной безопасности


ПОЖАРНЫЙ НАДЗОР


Государственная пожарная служба (ГПС) входит в состав МЧС России (Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий). В каждом регионе у ГПС есть свои управления. Им подчиняются отделы пожарного надзора в городах и районах. Инспекторы из этих отделов (пожарных инспекций) и проверяют фирмы и предпринимателей.

1. Проверки
Проверки бывают плановыми и внеплановыми.
Внеплановые проверки делятся:

  • на контрольные;
  • на оперативные;
  • по жалобам.

 

Плановые и контрольные проверки
Каждый инспектор ежемесячно составляет график проверок. Там он по дням расписывает, какие фирмы планирует посетить.
Утверждает график главный государственный инспектор города (начальник управления) или района (начальник районного отдела) по пожарному надзору (или их замы). Проверки, проводимые по таким графикам, называются детальными или плановыми.
При детальной проверке должен присутствовать предприниматель или любой сотрудник фирмы (лучше, чтобы это был руководитель или ответственный за пожарную безопасность). Именно поэтому инспекторы всегда за день-два до проверки звонят на фирму и договариваются об удобном для визита времени. Внезапно плановые проверки не проводятся.
Если в ходе детальной проверки пожарные обнаружили нарушения и выписали предписание, они вправе прийти повторно и проверить, как предписание исполнено. Такую проверку называют контрольной.
Зачастую инспекторы не видят разницы между детальной и контрольной проверкой. А разница есть: при контрольной проверке пожарные вправе проверить только те вопросы, по которым в прошлый раз были замечания.
Если инспекторы превышают свои полномочия, обжалуйте их действия в прокуратуру или в суд. Подробнее об этом читайте раздел "Обжалование результатов проверки".

 

Оперативные проверки
В некоторых ситуациях закон позволяет инспекторам приходить на фирму с незапланированными визитами. Такие ситуации перечислены в пункте 5 статьи 7 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ.
Если в пожарную инспекцию поступила информация о том, что фирма нарушает правила пожарной безопасности и эти нарушения настолько серьезны, что могут стать причиной пожара, инспекторы обязаны такую информацию проверить.
С этой целью они проведут оперативную проверку, причем не только у фирмы-виновницы, но и на других предприятиях, занимающихся аналогичной деятельностью (например, на всех автостоянках города).
Если пожар уже произошел, инспекторы тем более придут с оперативной проверкой. Причем не только к нарушителям, но и на другие фирмы, которые выберут исходя из анализа пожаров. Его ежеквартально составляют региональные управления ГПС.
Решение об оперативной проверке принимает начальник управления или районного отдела (или их замы).

 

Проверки по жалобе
Любой гражданин или фирма могут пожаловаться в пожарную инспекцию на нарушения правил пожарной безопасности. Если обстоятельства, изложенные в жалобе, заслуживают внимания, инспекторы придут их проверить.
Обратите внимание: контролеры не вправе проверять анонимные жалобы. Так сказано в пункте 5 статьи 7 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".

2. Перед проверкой инспектор обязан
Перед любой проверкой инспекторы обязаны предъявить вам служебные удостоверения и распоряжение, подписанное начальником управления или районного отдела (или их заместителями).
Часто инспекторы приходят с контрольной проверкой без распоряжения. Это незаконно. В этом случае вы вправе пожарным отказать.
Единой формы распоряжения на проведение проверки нет. Каждое региональное управление ГПС разработало свой образец.

 

На что обратить внимание в первую очередь
Поскольку единая форма распоряжения еще не утверждена, проверьте, чтобы в предъявленном вам документе были указаны даты начала и окончания проверки, вид проверки, Ф.И.О. инспекторов.
Без этих сведений распоряжение недействительно. Так сказано в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ.
Имейте в виду: распоряжение должно быть выписано конкретно на вашу фирму или на вас как предпринимателя.
Как правило, проверку проводит один инспектор. Но если к вам пришли несколько человек, посмотрите, указаны ли они в распоряжении. Проводить проверку вправе только тот чиновник, фамилия которого есть в предъявленном документе.
Сделайте копию распоряжения или хотя бы перепишите данные инспекторов.

3. Что проверяют
Инспекторы вправе проверить любую фирму или предпринимателя.
За каждым инспектором закреплена определенная территория и он контролирует состояние пожарной безопасности на всех предприятиях, находящихся на этой территории.
Один раз в год инспекторы обязательно появятся на вашей фирме или у вас как у предпринимателя. При этом помните: с плановой проверкой пожарные могут приходить не чаще одного раза в два года. Поэтому, если промежуток между плановыми проверками еще не прошел, инспекторы могут посетить вас только с внеплановым визитом. А для него нужны серьезные причины.
Инспекторы пожарного надзора проверяют, как фирма или предприниматель соблюдают правила пожарной безопасности, установленные в ППБ 01-03 от 18 июня 2003 г. N 313.
Основные требования Правил:
Во всех помещениях фирмы на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны.
Для каждого пожароопасного участка (цех, мастерская и т.п.) нужно разработать инструкцию по пожарной безопасности. Как ее составить, рассказано в приложении 1 к ППБ 01-03.
Руководитель фирмы должен издать приказ, в котором расписать организационные мероприятия по пожарной безопасности. Иначе говоря, назначить ответственного за пожарную безопасность, определить места для курения, организовать осмотр помещений после рабочего дня и регулярный противопожарный инструктаж сотрудников и т. д. Перечень проти-вопожарных мер зависит от деятельности фирмы и количества сотрудников.
Если в здании на одном этаже находится более 10 человек, на видных местах должны быть вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара и предусмотрена система оповещения людей о пожаре.
Чтобы проверить, правильно ли разработан план эвакуации, пожарные могут потребовать у вас план здания.
Если на этаже находится более 50 человек, руководитель фирмы должен утвердить инструкцию о том, как действовать персоналу в случае пожара. Практические тренировки по разработанной инструкции нужно проводить не реже одного раза в полугодие. Результаты тренировок заносятся в журнал противопожарного инструктажа.
Есть еще один документ, который понадобится пожарным. Это план мероприятий по предписаниям. В нем должны быть расписаны меры, которые были приняты, чтобы устранить выявленные в ходе предыдущих проверок нарушения.
Кроме того, пожарные посмотрят, есть ли на фирме необходимое число огнетушителей, автоматическая установка противопожарной защиты и пожарная сигнализация.
Какие нужны огнетушители (воздушно-пенные, порошковые, комбинированные или углекислотные), а также их количество можно посмотреть в Правилах пожарной безопасности (приложение 3). Количество и тип огнетушителей зависят от площади здания и материалов, которые могут загореться (горючие жидкости, газы, металлы, дерево, бумага, электроустановки).
А перечень помещений и оборудования, на которых должны быть автоматические установки пожаротушения (АУПТ) и пожарной сигнализации (АУПС), дан в Нормах пожарной безопасности (НПБ 110-03) от 18 июня 2003 г. N 315.
Необходимость таких противопожарных мер зависит от площади здания, количества этажей и от того, чем занимается фирма. Например, двухэтажное здание торговой фирмы общей площадью 3500 кв. м и более должно быть оснащено и сигнализацией, и противопожарной установкой. А если торговая площадь меньше 3500 кв. м, достаточно одной пожарной сигнализации (приложение к НПБ, таблица 1, п. 10.2.1).
Автоматические установки не нужны в помещениях, где хранятся мясо, рыба, фрукты и овощи (в негорючей упаковке), металлическая посуда, негорючие строительные материалы.
Противопожарные установки, огнетушители, электрооборудование (проводки, розетки и т.п.) должны быть исправными. Это инспекторы проверяют очень тщательно.
Самые распространенные нарушения - загромождение проходов, загруженность торговых и складских помещений. Фирмы и предприниматели хотят вместить в торговый зал или складское помещение как можно больше товаров. При этом не учитывают правила пожарной безопасности.
Нельзя загромождать мебелью, оборудованием и другими предметами двери, люки, переходы в смежные секции, выходы на лестницы, лестничные площадки, марши лестниц, коридоры, лифтовые холлы. Выходы и пути эвакуации должны соответствовать требованиям пожарной безопасности по освещенности, размерам, количеству.
Двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания. Запрещено устанавливать глухие решетки на окнах, остеклять балконы, лоджии и галереи, которые ведут к лестничным клеткам, устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые (чуланы), а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы.
Если вам сложно организовать пожарную безопасность самостоятельно, предоставьте это специалистам. В каждом региональном управлении ГПС есть отделы охраняемых объектов. Им подчиняются пожарные части по охране объектов. Сотрудники пожарных частей на договорной основе наладят на фирме пожарную безопасность и будут контролировать ее соблюдение.
Если такой вариант вам не подходит, вы можете направить одного или нескольких сотрудников на обучение правилам пожарной безопасности. Названия учебных центров вам подскажет пожарный инспектор.
Если же вы решили действовать самостоятельно изучите Правила пожарной безопасности ППБ 01-03 от 18 июня 2003 г. N 313 и постарайтесь соблюдать хотя бы основные из них.

4. Извлечения из ППБ 01-03
Правила пожарной безопасности в Российской Федерации.
Правила пожарной безопасности в Российской Федерации - ППБ-01-03 зарегистрированы Минюстом РФ 27 июня 2003 года, регистрационный номер 4838.
Данные Правила пожарной безопасности в РФ-ППБ-01-03 утверждены приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 313 и введены в действие с 30 июня 2003 года. Основным отличием ППБ-01-03 от предшествовавших им ППД-01-93** можно считать то, что в новой редакции правил нумерация пунктов изложена в непрерывной последовательности от "1" до "779" без указания разделов и подразделов пунктов..
Данные правила устанавливают требования пожарной безопасности на территории РФ, являющийся обязательными для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, предприятиями, учреждениями, иными юридическими лицами, независимо от их организационно-правовых форм и фор собственности, их должностными лицами без гражданства, а также их объединениями. Нарушение (невыполнение, ненадлежащее выполнение или уклонение от выполнения) любого пункта требований пожарной безопасности, изложенного в этих Правилах, может повлечь административную ответственность в соответствии со статьей 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а также уголовную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с действующем законодательством.
Пункт 6 ППБ-01-03 устанавливает, что "на каждом объекте должны быть разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности для каждого взрывопожароопасного и пожароопасного участка 9мастерской, цеха и т.п.) в соответствии с обязательным приложением 1".
Под термином "объект" Правила именуют территорию, предприятие, здание, сооружение, помещение, наружную установку, склад, транспортное средство, открытую площадку, технологический процесс, оборудование, изделие. Следует обратить внимание, что этот пункт Правил не предусматривает вывешивание инструкций о мерах пожарной безопасности на видных местах, поэтому решение о месте хранения таких инструкций о мерах пожарной безопасности на видных местах, поэтому решение о месте хранения таких инструкций принимает руководитель организации, предприятия.
Кроме того, разработка инструкций о мерах пожарной безопасности должна производиться в соответствии с обязательным приложением № 1 "Требования к инструкциям о мерах пожарной безопасности" ППБ-01-03, а именно: инструкции о мерах пожарной безопасности должны разрабатываться на основе правил пожарной безопасности, нормативно-технических, нормативных и других документов, содержащих требования пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования.
В инструкциях о мерах пожарной безопасности необходимо отражать следующие вопросы:

  • порядок содержания территорий, зданий и помещений, в том числе эвакуационных путей;
  • мероприятия по обеспечению пожарной безопасности при проведении технологических процессов, эксплуатации оборудования, производстве пожароопасных работ;
  • порядок и нормы хранения и транспортировки взрывопожароопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов;
  • места курения, применения открытого огня и проведения огневых работ;
  • порядок сбора, хранения и удаление горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды;
  • предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв;
  • обязанности действия работников при пожаре, в том числе:

1) правила вызова пожарной охраны;
2) порядок аварийной остановки технологического оборудования;
3) порядок отключения вентиляции и электрооборудования;
4) правила применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики;
5) порядок эвакуации горючих веществ и материальных ценностей;
6) порядок осмотра и приведения в пожаровзрывобезопасное состояние всех помещений предприятия (подразделения).
Пункт 7 ППБ-01-03 устанавливает, что "все работники организаций должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа, а при изменении специфики работы проходить дополнительное обучение по предупреждению и тушению возможных пожаров в порядке, установленном руководителем".
Вводный инструктаж по безопасности труда проводят со всеми вновь принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности, с временными работниками, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственную практику, а также с учащимися в учебных заведениях перед началом лабораторных и практических работ в учебных лабораториях, мастерских, участках, полигонах.
Вводный инструктаж на предприятии проводит инженер по охране труда или лицо, на которое приказом по предприятию или решением правления (председателя) колхоза, кооператива возложены эти обязанности, ас учащимися в учебных заведениях - преподаватель или мастер производственного обучения.
Примерный перечень вопросов для составления программы вводного инструктажа приведен в приложении 3 ГОСТ 12.0.004-90.
1. Стандарты ССБТ, правила и инструкции по пожарной безопасности.
2. Основные причины пожаров и взрывов.
3. Общие меры по обеспечению пожарной безопасности.
4. Первичные средства тушения пожаров и правила пользования ими. Огнетушащие вещества.
5. Действия обслуживающего персонала при возникновении пожара.

 

О проведении вводного инструктажа делают запись в журнале регистрации вводного инструктажа с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего, а также в документе о приеме на работу.
Первичный инструктаж на рабочем месте до начала производственной деятельности проводят:

  • со всеми вновь принятыми на предприятие (колхоз, кооператив, арендный коллектив), переводимыми из одного подразделения в другое;
  • с работниками, выполняющими новую для них работу, командированными, временными работниками;
  • со строителями, выполняющими строительно-монтажные работы на территории действующего предприятия;
  • со студентами и учащимися, прибывшими на производственное обучение или практику перед выполнением новых видов работ, а также перед изучением каждой новой темы при проведении практических занятий в учебных лабораториях, классах, мастерских, участках, при проведении внешкольных занятий в кружках, секциях.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводят по программам, разработанным и утвержденным руководителями производственных и структурных подразделений предприятия, учебного заведения для отдельных профессий или видов работ с учетом требований стандартов ССБТ, соответствующих правил, норм и инструкций по охране труда, производственных инструкций и другой технической документации. Программы согласовывают с отделом (бюро, инженером) охраны труда и профсоюзным комитетом подразделения, предприятия.
Примененный перечень основных вопросов первичного инструктажа на рабочем месте дан в приложении 5 ГОСТ 12.0.004-90.
1. Меры предупреждения пожаров.
2. Обязанности при возникновении пожара.
3. Способы применения имеющихся на участке средств пожаротушения и сигнализации, места из распространения.
Повторный инструктаж проходят все рабочие, за исключением лиц, которые приказом по объекту освобождены от первичного инструктажа Ра рабочем месте независимо от квалификации, образования, стажа, характера выполняемой работы - не реже одного раза в полугодие. Повторный инструктаж проводят индивидуально или с группой работников, обслуживающих однотипное оборудование и в пределах общего рабочего места по программе первичного инструктажа на рабочем месте в полном объеме.
Внеплановый инструктаж проводят:
1) при введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по охране труда, а также изменений к ним;
2) при изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приспособлений и инструмента, исходного сырья, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда;
3) при нарушении работающими и учащимися требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме, аварии, взрыву или пожару, отравлению;
4) по требованию органов надзора;
5) при перерывах в работе - для работ, к которым предъявляют дополнительные (повышенные) требования безопасности труда более чем на 30 календарных дней, а для остальных работ - 60 дней.
Внеплановый инструктаж проводят индивидуально или с группой работников одной профессии. Объем и содержание инструктажа определяют в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.
Целевой инструктаж проводят при: выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузка, выгрузка, уборка территории, разовые работы вне предприятия, цеха и т.п.); ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф; производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение и другие документы; проведении экскурсии на предприятии, организации массовых мероприятий с учащимися (экскурсии, походы, спортивные соревнования и др.)
Внимание: первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой проводит непосредственный руководитель работ (мастер, инструктор производственного обучения, преподаватель).
О проведении первичного инструктажа на рабочем месте, повторного, внепланового, стажировки и допуска к работе, работник, проводивший инструктаж, делает запись в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте и (или) в личной карточке, с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. При регистрации внепланового инструктажа указывают причину его проведения. Целевой инструктаж с работниками, поводящими работы по наряду-допуску, разрешению и т.п. фиксируется в наряде-допуске или другой документации, разрешающей производство работ.

Статья 37. Права и обязанности предприятий в области пожарной безопасности.
Предприятия имеют право:

  • создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств, в том числе на основе договоров с Государственное службой;
  • вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности;
  • проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожаров, произошедших на предприятиях;
  • установить меры социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;
  • получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны.

Предприятия обязаны:

  • соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
  • разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;
  • проводить противопожарную пропаганду; а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;
  • включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;
  • содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использование не по назначению;
  • создавать и содержать в соответствии с установленными нормами органы управления и подразделения пожарной охраны, в том числе на основе договоров с Государственной противопожарной службой;
  • оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;
  • предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства, горюче-смазоченые материалы, а также продукты питания и места отдыха для личного состава пожарной охраны, участвующего в выполнении боевых действий по тушению пожаров, и привлеченных к тушению пожаров сил;
  • обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;
  • предоставлять по требованию должностных лиц Государственной противопожарной службы сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции; а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;
  • незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об измени состояния дорог и проездов;
  • содействовать деятельности добровольных пожарных.

Далее, статьи 38 и 39 закона "О пожарной безопасности в РФ" устанавливают ответственность за нарушение требований пожарной безопасности для граждан и предприятий. Однако данные положения Закона не обладают силой прямого действия и претерпели существенные изменения после вступления в силу "Кодекса РФ об административных правонарушениях" от 30.12.2001 года № 195-ФЗ. Поэтому вопрос об ответственности за нарушение требований пожарной безопасности будет рассмотрен в разделе 4, посвященном Кодексу РФ об административных правонарушениях.


Федеральный закон от 03.06.2011 N120-ФЗ “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам пожарной безопасности”


17 июня 2011года вступил в силу Федеральный закон от 03.06.2011 N120-ФЗ “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам пожарной безопасности” (далее – Закон). Он вносит существенные изменения в КоАП РФ в части усиления ответственности за нарушение требований пожарной безопасности.


До одного года увеличивается срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о пожарной безопасности. Это обусловлено тем, что рассмотрение дел этой категории может быть связано с проведением сложных экспертных исследований в случаях, когда нарушения привели к возникновению пожара.


Теперь вводится четкое разграничение, за что и на сколько Вас смогут оштрафовать сотрудники МЧС России. Если проверка у Вас проводится впервые, то даже за отсутствие пожарной сигнализации приостановка деятельности Вам не грозит (будут только приличные штрафы). Однако, если Вы как юридическое лицо или ИП не выполните требования к следующей проверке, то тут уже штраф будет таким, что можно, а эту сумму установить и две охранно-пожарные сигнализации на одном объекте.


Теперь согласно поправкам, вводится также штраф за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.


Органы государственного пожарного надзора действуют на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. № 820 (далее – Положение № 820). Они находятся в ведении МЧС России (ст. 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Указ Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868).


Назначение ведомства – проверка соблюдения предприятиями требований пожарной безопасности (ст. 1 Закона № 69-ФЗ, п. 1 Положения № 820).


Документы, содержащие требования пожарной безопасности


К таким документам относятся:

  • Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
  • Правила пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденные приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. № 313;
  • нормы пожарной безопасности (НПБ) для различных объектов и сфер деятельности ( НПБ 104-03 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях», утвержденные приказом МЧС России от 20 июня 2003 г. № 323).

Выполнение требований данных документов и проверяет пожарный надзор.


Документы, регулирующие процедуру проверки


При проведении проверок инспекторы пожарного надзора обязаны руководствоваться нормами Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц…». Данный закон определяет виды и процедуры проверок, а также меры воздействия по их результатам.


Проверки могут быть плановыми или внеплановыми, документарными или выездными. Об этом сказано в статьях 9–12 Закона № 294-ФЗ.


Плановые проверки нельзя проводить чаще одного раза в три года. При этом они должны быть согласованы с прокуратурой и размещены на сайте Генеральной прокуратуры РФ.


Исчерпывающий перечень оснований для внеплановой проверки содержится в части 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ. Например, это может быть информация об угрозе пожара на том или ином предприятии (объекте).


Обратите внимание: некоторые внеплановые проверки также необходимо согласовывать с прокуратурой (ч. 5, 12 ст. 10 Закона № 294-ФЗ).


В своей работе инспекторы пожарного надзора используют Административный регламент, утвержденный приказом МЧС России от 1 октября 2007 г. № 517.


В данном регламенте собраны воедино требования законодательных и подзаконных актов, которые так или иначе регулируют вопросы проведения проверок соблюдения противопожарных правил, и подробно описаны полномочия проверяющих.


Если выявлены нарушения


В данном случае проверяющие обязаны (ч. 1 ст. 17 Закона № 294-ФЗ):


1) выдать предприятию предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;

2) принять меры по контролю над выполнением предписания, а также по предотвращению возможного пожара;

3) принять меры по привлечению виновных лиц к ответственности.


Нововведения в законодательство, регулирующее пожарную безопасность


После вступления Закона в силу рекомендуется учитывать следующее:

  • срок привлечения к ответственности за нарушение требований пожарной безопасности увеличен до одного года;
  • ответственность за нарушение требований пожарной безопасности теперь дифференцирована и в результате одной проверки юридического лица проверяющий орган вправе назначить наказание сразу по нескольким составам административных правонарушений;
  • юридическим лицам, закупающим продукцию для перепродажи, необходимо проверять в технической документации на вещества, материалы, изделия и оборудование наличие информации о показателях пожарной опасности. Если проверяющий орган не обнаружит подобную информации, на юридическое лицо может быть наложен штраф до 100 тыс. руб.

Закон устанавливает повышенный срок для вынесения постановления о привлечении к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности. Теперь такое постановление может быть вынесено в течение одного года со дня совершения правонарушения. При длящемся правонарушении срок начинает исчисляться с момента обнаружения преступления (ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ).


Законом установлено, что невыполнение предписания МЧС РФ, изданного в рамках осуществления пожарного надзора, выделено из общей нормы о неисполнении предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (ч. 12 – 14 ст. 19.5 КоАП РФ). Новый состав административного правонарушения предусматривает повышенную ответственность – штраф для юридических лиц до 200 тыс. руб.


Полностью изменили ст. 20.4 КоАП РФ “Нарушение требований пожарной безопасности”.


Дифференцирована ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. Отдельно выделяются нарушение требований пожарной безопасности к системам противопожарного водоснабжения, электроустановкам зданий, электротехнической продукции, первичным средствам пожаротушения и нарушение требований к эвакуационным путям, системам автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации.


Таким образом, согласно старой редакции ст. 20.4 КоАП РФ юридическое лицо, у которого обнаружены нарушения в системах пожарного водоснабжения и аварийного пожаротушения, подлежит ответственности только по одному основанию – нарушение требований пожарной безопасности. Максимальная ответственность за это нарушение – штраф 20 тыс. руб. или административное приостановление деятельности до 90 суток. По новым же правилам юрлицо будет привлечено к ответственности сразу за два нарушения, предусмотренных ч. 3 и ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, и максимальная ответственность составит уже 400 тыс. руб. При этом административное приостановление деятельности возможно только при повторном совершении хотя бы одного из подобных правонарушений.


Закон устанавливает, что, если нарушения требований пожарной безопасности повлекли возникновение пожара, уничтожившего чужое имущество либо причинившего легкий или средней тяжести вред здоровью, максимальная ответственность юридического лица составит 400 тыс. руб., вместо нынешних 40 тыс.


Ответственность за нарушения, связанные с продажей продукции или оказанием услуг, подлежащих обязательной сертификации в области пожарной безопасности, без сертификата соответствия.


Отдельно выделяется ответственность производителя (поставщика) за нарушение обязанности включать в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информацию о показателях их пожарной опасности или о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно. Например, в Федеральном законе от 22.07.2008 N123-ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности” (далее – Закон N123-ФЗ) содержатся требования к технической документации различных веществ и материалов. Устанавливается, какая информация о газах, жидких и твердых веществах должна содержаться в такой документации (ст. 133 Закона N123-ФЗ), при этом отдельно выделяются требования к строительным материалам (ст. 134 Закона N123-ФЗ).


В новой редакции ст. 20.4 КоАП РФ не содержится составов нарушения правил обязательной сертификации в области пожарной безопасности. Это связано с тем, что названные составы уже не подлежат применению, поскольку утратили силу нормативные акты, регулирующие соответствующие правоотношения. Так, норма о выдаче сертификата соответствия без сертификата пожарной безопасности не применяется с 6 мая 2011 г., т.е. с момента вступления в действие Приказа МЧС РФ от 15.11.2010 N568 “О признании утратившими силу Приказов МЧС России от 18.06.2003 N312, от 10.12.2004 N573 и пункта 5 приложения к Приказу МЧС России от 07.02.2008 N58″. Этот документ отменил Приказ МЧС РФ о порядке выдачи сертификата пожарной безопасности.


По новому Закону ответственность за все нарушения, связанные с продажей продукции или оказанием услуг, подлежащих обязательной сертификации в области пожарной безопасности, без сертификата соответствия, наступает в рамках общей нормы ст. 19.19 КоАП РФ (”Нарушение требований технических регламентов, обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений”). При этом ответственность для юридических лиц по общей норме несколько выше, чем ранее была по специальной, – до 50 тыс. руб. с конфискацией предметов административного правонарушения. Специальная норма предусматривала максимальный штраф 40 тыс. руб.


Последним нововведением Закона стало увеличение в 15 раз ответственности за перекрытие проездов к зданиям и сооружениям. Максимальный штраф за создание препятствий для пожарных машин и техники теперь составляет 150 тыс. руб.


Однако есть и послабления. Так, административное приостановление деятельности возможно теперь только за повторное нарушение требований пожарной безопасности (ч. 3, 4, 5 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях):

  • к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий и сооружений, электротехнической продукции, к первичным средствам пожаротушения и обеспечению ими;
  • к эвакуационным путям и выходам, а также системам автоматического пожаротушения, пожарной сигнализации, оповещения и эвакуации людей при пожаре, противодымной защите.

Таблица штрафов по ФЗ № 120


Статья КоАП РФ

Нарушение

Вид санкции в отношении:

Граждан

Должностных лиц

Юридических лиц

19.5

ч.12

Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор

1 500 – 2 000

3 000 – 4 000

70 000 – 80 000

ч.13

Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания

2 000 – 3 000

5 000 – 6 000
или дисквалификация
на срок 3 года

90 000 – 100 000

ч.14

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 12 или 13 настоящей статьи

4 000 – 5 000

15 000 – 20 000
или дисквалификация
на срок 3 года

150 000 – 200 000

20.4

ч. 1

Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи

1 000 – 1 500

6 000 – 15 000

150 000 – 200 000

ч. 2

Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима

2 000 – 4 000

15 000 – 30 000

400 000 – 500 000

ч. 3

Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения

2 000 – 3 000

6 000 – 15 000
на лиц,

 осуществляющих ИП без

 образования ЮЛ
20 000 – 30 000

150 000 – 200 000

ч. 4

Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений

3 000 – 4 000

15 000 – 20 000
на лиц,

 осуществляющих ИП без

 образования ЮЛ
30 000 – 40 000

150 000 – 200 000

ч. 5

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 настоящей статьи

4 000 – 5 000

20 000 – 30 000
на лиц,

 осуществляющих ИП без

 образования ЮЛ
40 000 – 50 000

300 000 – 400 000
или административное приостановление
до 90 суток

ч. 6

Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека

4 000 – 5 000

40 000 – 50 000

350 000 – 400 000

ч. 7

Неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно

—–

15 000 – 20 000

90 000 – 100 000

ч. 8

Нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям

1 500 – 2 000

7 000 – 10 000

120 000 – 150 000


В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:

  • собственники имущества;
  • лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;
  • лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
  • должностные лица в пределах их компетенции.

На основании статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено другое.


Основной статьей, которой предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, является статья 20.4 КоАП РФ, которая содержит шесть частей, образующих самостоятельные составы административных правонарушений.


В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, за совершение административных правонарушений в области пожарной безопасности предусмотрены следующие виды административного наказания:

  • предупреждение;
  • административный штраф с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья либо без таковой;
  • административное приостановление деятельности за повторное нарушение требований пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 23.1, 23.34 КоАП РФ, привлечь к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности по статье 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях имеют право:

  • должностные лица органов государственного пожарного надзора, наделенные полномочиями в соответствии с утвержденным перечнем должностей ГПС МЧС РФ;
  • судьи, если дело об административном правонарушении направлено на рассмотрение в суд.

Кроме того, за неисполнение законного предписания должностного лица ГПН решение о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ принимаются мировыми судьями.


В соответствии со ст. 28. 3 КоАП РФ составить протокол о совершении административного правонарушения вправе:

  • уполномоченное должностное лицо органа государственного пожарного надзора;
  • должностные лица органов внутренних дел (милиции).

В соответствие постановления Пленума Верховного суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» № 5 от 24.03.2005г., протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.


В соответствии статьи 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление о наложении административного наказания может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока обжалования, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен лицом, правомочным рассматривать жалобу.


В соответствии статьи 30.1 КоАП РФ постановление о наложении административного наказания, вынесенное государственным инспектором по пожарному надзору в отношении юридического лица и индивидуального предпринимателя, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу и в арбитражный суд, в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.


При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные срок, должностное лицо, вынесшее постановление, могут отсрочить уплату административного штрафа на срок до одного месяца.


С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена должностным лицом, вынесшим постановление, на срок до трех месяцев.


Административное приостановление деятельности – это вид административного наказания, которое заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.


Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей либо в случае совершения административного правонарушения в области общественного порядка и общественной безопасности, предусмотрен частью 1 статьи 20.4 и частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

 

Данное наказание назначается судьей только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Срок административного приостановления деятельности устанавливается на срок до девяноста суток.


Правом принятия решения о временном прекращении какой-либо деятельности наделен исключительно суд путем наложения административного наказания в виде административного приостановления деятельности.


Однако Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении предусмотрен временный запрет деятельности. В соответствии со статьей 27.16 Кодекса временный запрет деятельности заключается в кратковременном, установленным на срок до рассмотрения дела судом, прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.


Временный запрет деятельности может применяться, если за совершение административного правонарушения возможно наказание в виде административного приостановления деятельности, в исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно.


Временный запрет деятельности осуществляется должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении.


О временном запрете, деятельности составляется протокол, копия которого вручается законному представителю юридического лица либо лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.


С этого момента обязанность исполнения временного запрета деятельности лежит на юридическом лице.


Срок временного запрета исчисляется с момента фактического прекращения деятельности и не может превышать пять суток.


Административная ответственность за срыв печати (пломбы) предусмотрена статьей 19.2 КоАП РФ и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей.


Обжалование действий (бездействия) и решений должностных лиц органов ГПН осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации к вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу или в суд.

 

Подача жалобы производится в письменном виде. Лицо, направившее жалобу, в обязательном порядке обязано указать:

    - наименование государственного органа, в который направляется жалоба
    - Ф.И.О. должностного лица, которому подается жалоба
    - свою Ф.И.О.
    - почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ
    - суть жалобы
    - поставить свою личную подпись и дату обращения
    - в случае необходимости в подтверждение своих доводов заявитель может прилагать к письменной жалобе документы и материалы либо их копии.

 

В …………. районный суд г. //
Истец: __________________________________
Адрес: __________________________________
Тел. для связи: ___________________________


Ответчик: _______________________________
Адрес: __________________________________
Тел. для связи ___________________________


Третье лицо (заинтересованное лицо): ______
Адрес: __________________________________
Тел. для связи: __________________________
Цена иска:______________________________
Размер гос. пошлины _____________________


ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ


(в тексте заявления необходимо изложить обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца)
На основании изложенного, руководствуясь статьями __________________


ПРОШУ


1. Изложить требование
2. Изложить требование


Приложение:
(приложить документальные доказательства по делу с копиями по числу сторон, участвующих в тяжбе)


Дата: _____________
Подпись: ______________


Заказать

Оставьте свои контактные данные