Декларация пожарной безопасности (пожарная декларация)

Технический регламент о требованиях пожарной безопасности


С введением в действие Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» [1] кардинально изменился подход к мерам по обеспечению пожарной безопасности людей на объектах капитального строительства. За последние 10 лет предписания инспекторов ГПН стали настолько привычными, что устранения нарушений могли выполняться годами, от чего безопасность на объектах не повышалась. К тому же, если учесть тот факт, что на каждого инспектора ГПН в России, исходя из общего количества объектов, приходилось по 200-300 объектов в год, то косвенно можно судить о качестве выявления нарушений и, соответственно, о состоянии пожарной безопасности на каждом конкретном объекте.


6 августа 2009 года из-за сильного пожара в новом 27-этажном жилом доме на улице Ивана Бабушкина на юго-западе Москвы выгорели 10 верхних этажей жилой новостройки. Этот инцидент показал, насколько опасным может быть огонь в высотных зданиях при недостаточном контроле над застройщиками, допускающими применение строительных материалов, не соответствующих требованиям нормативных документов.
Жилой дом еще не был заселен. Из дома были эвакуированы 28 человек, никто из них не пострадал. Огонь охватил площадь 200 м2. Горели облицовочные панели и оконные рамы с 16-го по 27-й этажи. В ликвидации пожара участвовали 10 пожарных расчетов.
13 августа 2009 года пожарные ликвидировали возгорание в 17-этажном жилом доме на юге Москвы по адресу: улица Липецкая, дом 7, корпус 1, где загорелись четыре балкона с 6-го по 9-й этажи, пострадавших нет. Возгорание площадью 30 м2 ликвидировано силами 15 пожарных расчетов.
События 6 и 13 августа достаточно наглядно описывают состояние пожарной безопасности объектов жилого строительства. Следует отметить, что этого можно было избежать, проведя независимый дополнительный контроль, который был впервые утвержден как один из видов подтверждения соответствия объекта требованиям пожарной безопасности в статье 144 Технического регламента [1].

Начиная с 1 мая 2009 года, термин «уровень пожарной безопасности» и понятие «соответствие объекта требованиям пожарной безопасности» стали наиболее значимы для собственников объектов. По мысли законодателя, вся ответственность за возникновение угрозы жизни и здоровью людей теперь перекладывается на собственника объекта. Основа для введения обязательного страхования уже начала формироваться путем декларирования состояния пожарной безопасности на объекте, которое должно быть выполнено собственниками для большей части объектов капитального строительства до 1 мая 2010 года.


В новом Федеральном законе [1] приводятся конечные параметры противопожарных систем. То есть то, что должно обеспечивать эти системы. А способы достижения этих параметров безопасности теперь могут выбираться самостоятельно, и собственник может доказать это с помощью проведенного расчета пожарного риска.
Идя навстречу бизнесу, законодатель предусмотрел и альтернативное решение, когда доказательством того, что требования Технического регламента выполнены, будет являться применение на добровольной основе нормативных документов по пожарной безопасности (сводов правил и национальных стандартов).


В итоге доказательством того, что объект соответствует требованиям пожарной безопасности, может служить реализация одного из двух вариантов.

Первый вариант. Соблюдены все требования Технического регламента [1] и проведен расчет пожарного риска, посредством которого доказано, что риск не превышает 10–6 (10–4).
При этом следует учитывать, что система обеспечения пожарной безопасности — это не только технические, но и организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности на объекте защиты, которые собственник объекта обязан принять, чтобы объект защиты соответствовал требованиям Технического регламента [1].

Второй вариант. Выполнены все требования Технического регламента [1], сводов правил и национальных стандартов, носящих рекомендательный характер.
Поэтому в 3 части статьи 6 Технического регламента [1] сказано, что при выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных Техническим регламентом [1], и требований нормативных документов по пожарной безопасности расчет пожарного риска не требуется.
Следует также отметить, что, в соответствии с Материалами селекторного совещания МЧС России от 11 июня 2009 года [2] по вопросу применения Технического регламента о требованиях пожарной безопасности [1], за нарушение его требований на сегодня привлекать к административной ответственности надзорные органы не имеют право. Поэтому сейчас возможно составлять протоколы только за нарушения тех нормативных правовых актов, которые действуют в рамках 151 статьи Технического регламента [1] (в части, не противоречащей Техническому регламенту [1]).

Декларация пожарной безопасности
Форма декларации и порядок ее регистрации установлены приказом МЧС России от 24 февраля 2009 года № 91 «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности» [3], который прошел регистрацию в Минюсте России. В соответствии с ним, в декларации указывается перечень конкретных требований, подлежащих выполнению на том или ином объекте.

Декларация пожарной безопасности разрабатывается в обязательном порядке в отношении объектов капитального строительства, для которых предусмотрено проведение государственной экспертизы.
При этом декларация может составляться как в целом на объект, так и на отдельные, входящие в его состав здания, сооружения, строения и помещения, к которым установлены требования пожарной безопасности.


В первом разделе декларации отражаются результаты оценки пожарного риска объекта, если расчет такого риска проводился. В частности, указываются расчетные и допустимые значения уровня пожарного риска, а также комплекс выполняемых инженерно-технических и организационных мероприятий для обеспечения допустимого значения уровня пожарного риска.

Во втором разделе декларации приводятся результаты оценки возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара. При наличии документов страхования объекта вместо результатов оценки могут быть указаны их реквизиты.


В последней части декларации указывается перечень тех регламентов и нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых обеспечивается на объекте.
Декларация разрабатывается собственником объекта или лицом, владеющим им на законном основании.


Декларация на проектируемый объект составляется застройщиком либо лицом, осуществляющим подготовку проектной документации.


Для построенных объектов защиты декларация представляется до ввода их в эксплуатацию.


Для объектов защиты, эксплуатирующихся на день вступления в силу Технического регламента [1], декларация предоставляется не позднее одного года после вступления его в силу, т.е. декларация должна быть заполнена до 1 мая 2010 года (табл. 1).



Декларация подлежит регистрации в территориальном отделе органа МЧС России, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора.
Разработчик декларации несет ответственность за полноту и достоверность содержащихся в ней сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Должностные лица органа МЧС России проверяют соответствие заполнения поступившей декларации установленной форме в течение 5 рабочих дней. В случае соответствия заполнения декларации установленным к ней требованиям осуществляют ее регистрацию в перечне деклараций пожарной безопасности.

При несоответствии заполнения декларации установленным к ней требованиям должностные лица органа МЧС России возвращают декларацию разработчику с письменным указанием мотивированных причин отказа в ее регистрации.
В течение 3 рабочих дней с момента присвоения декларации регистрационного номера один ее экземпляр направляется органом МЧС России в адрес собственника объекта защиты, а второй экземпляр хранится в органе МЧС России.

При подаче декларации в Службу государственного строительного надзора перед вводом объекта в эксплуатацию декларация также подлежит регистрации в территориальном отделе органа МЧС России.
Декларация подается в уведомительном порядке. Собственник уведомляет надзорные органы о том, что он на конкретном объекте выполняет задекларированные требования пожарной безопасности. Не предусматривается согласование или рассмотрение декларации в каких-либо инстанциях.

Формы подтверждения соответствия


Согласно положениям Технического регламента [1], для объектов капитального строительства приводятся два альтернативных способа подтверждения соответствия.


Первый способ, традиционный, — осуществление государственным пожарным надзором проверки объекта, выявление технических нарушений требований пожарной безопасности, применение соответствующих санкций, выдача предписаний.


Вторая форма подтверждения соответствия — независимая оценка пожарного риска (НОР) или аудит пожарной безопасности.
Следует отметить, что оценка пожарного риска — это проведение соответствующих расчетов по специально утвержденным общедоступным методикам, с помощью которых можно определить, соответствует или не соответствует риск тем значениям, которые установлены Техническим регламентом.


Независимая оценка риска — это процедура, выполняемая аккредитованной в МЧС организацией, по оценке соответствия объекта требованиям пожарной безопасности.
Порядок проведения независимой оценки пожарного риска регламентирован Постановлением Правительства РФ № 304 от 7 апреля 2009 года «Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска» [4].


П. 25 приказа МЧС России от 1 октября 2007 года № 517 «Об утверждении Административного регламента МЧС РФ по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований пожарной безопасности» [5] гласит, что на тех объектах, на которых проведена независимая оценка рисков органами пожарного надзора, мероприятия по контролю не планируются. Это положение особенно актуально с учетом того, что заключение о независимой оценке риска выдается на 3 года.


Методики определения расчетных величин пожарного риска


Приказ МЧС РФ от 20 ноября 2007 года № 607 «Об утверждении Порядка добровольной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности» [6] установил требования к организациям и порядок их аккредитации для выполнения работ по независимой оценке рисков.
Свидетельство об аккредитации выдается на срок до 5 лет (при первичной аккредитации на 1 год) и регистрируется в реестре в установленном порядке. Перечень аккредитованных организаций доступен для ознакомления на официальном сайте ФГУ «Госэкспертиза в области ГОЧС и пожарной безопасности МЧС России» (www.ge-mchs.ru).


В настоящее время достаточно большое количество организаций получили аккредитацию в этой сфере деятельности, но фактически пока еще они не работают. С большой долей вероятности это можно объяснить тем, что на момент подготовки данного материала к публикации на официальных сайтах МЧС России нет ни одной утвержденной методики.
В порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации № 272 от 31 марта 2009 года «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска» [7], определение
расчетных величин пожарного риска проводится по методикам, утверждаемым МЧС России.


В настоящее время разработаны и проходят установленную процедуру обсуждения, в том числе и на наличие коррупционной составляющей, следующие методики:
1. «Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности (Ф1, Ф2, Ф3, Ф4)», утверждена Приказом МЧС России от 30 июня 2009 года № 382 «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности» [8].
2. «Методика определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах» — не утверждена.
До того момента, как будут утверждены и введены в действие указанные методики, Технический регламент [1], в соответствии со статьей 151, не запрещает использовать методики, существующие в нормативных документах, разработанных до вступления в силу Технического регламента [1]. К таким документам относится изложенный в ГОСТ 12.1.004-91* [9], Приложение 2, «Метод определения уровня обеспечения пожарной безопасности людей». В данном методе установлен порядок расчета уровня обеспечения пожарной безопасности людей, вероятность воздействия опасных факторов пожара на людей, а также обоснование требований к эффективности систем обеспечения пожарной безопасности.


Список литературы:
1. Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
2. Материалы селекторного совещания МЧС России от 11 июня 2009 года по вопросу применения Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
3. Приказ МЧС РФ от 24 февраля 2009 года № 91 «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности».
4. Постановление Правительства РФ № 304 от 7 апреля 2009 года «Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска».
5. Приказ МЧС РФ от 1 октября 2007 года № 517 «Об утверждении Административного регламента МЧС РФ по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований пожарной безопасности».
6. Приказ МЧС РФ от 20 ноября 2007 года № 607 «Об утверждении порядка добровольной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности».
7. Постановление Правительства РФ от 31 марта 2009 года № 272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска».
8. Приказ МЧС России от 30 июня 2009 года № 382 «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности».
9. ГОСТ 12.1.004-91* «Пожарная безопасность. Общие требования».
Источник: "БДИ № 4, 2009 год."



Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на основе проведенного мониторинга обращений физических и юридических лиц по вопросам разработки декларации пожарной безопасности и итогов селекторного совещания (протокол от 17.02.1010 г. №2-ГК) разъясняется следующее.


Декларация пожарной безопасности разрабатывается в соответствии с положениями статей 6, 64 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Технический регламент). Форма и правила заполнения декларации определены положениями приказа МЧС России от 16.03.2007 №91, зарегистрированного в Минюсте России от 23.03.2009 г. №13577.


Частью 7 статьи 64 Технического регламента установлено, что для объектов защиты, эксплуатирующихся на момент вступления в силу Технического регламента, декларация пожарной безопасности должна быть разработана в течение года после его вступления в силу. Данное требование     распространяется на все объекты защиты, параметры которых на настоящий момент предусматривают проведение государственной экспертизы проектной документации, независимо от даты введения их в эксплуатацию, а также зданий класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1 независимо от строительных критериев.


Для строящихся объектов декларация пожарной безопасности должна быть составлена и направлена в органы государственного пожарного надзора МЧС России, непосредственно перед вводом объекта защиты в эксплуатацию. Декларация пожарной безопасности не представляется в орган строительного надзора при получении заключения о соответствии требованиям технических регламентов объектов, завершенных строительством или реконструкцией, и не является составной частью проектной документации. Отсутствие декларации не является основанием для отказа введения объекта защиты в эксплуатацию (соответствующее разъяснение Ростехнадзора направлялось ранее письмом от 23.12.2009 г. №19-2-3-7722).


Декларация должна быть разработана собственником объекта защиты, или лицом, владеющим объектом защиты на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному федеральным законом или договором. Так, например, учитывая положения части 4 статьи 64 Технического регламента, декларацию пожарной безопасности на многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями общественного назначения разрабатывает орган управления многоквартирным домом, на общественное или административное здание, принадлежащее нескольким собственникам, – орган управления зданием.


Наличие аккредитации в области пожарной безопасности для любых организаций, выполняющих разработку деклараций пожарной безопасности и проведение расчетов пожарного риска, не требуется.


В декларации пожарной безопасности указываются статьи Технического регламента и нормативных документов, содержащих требования пожарной безопасности, выполнение которых должно быть обеспечено на объекте защиты. Причем на действующие объекты защиты расчет пожарного риска не требуется.


Кроме того, в декларации на объекты защиты, эксплуатировавшиеся на день вступления в силу Технического регламента, достаточно указать требования пожарной безопасности, которыми необходимо пользоваться при эксплуатации объектов.


Сумму ущерба третьим лицам от возможного пожара на объекте защиты составитель декларации определяет самостоятельно.


Декларация представляется в уведомительном порядке и согласованию с органами государственного пожарного надзора не подлежит. Отказом в регистрации декларации пожарной безопасности может послужить только её несоответствие установленной форме.


Проверка изложенных в ней требований пожарной безопасности должна производиться только при проведении мероприятий по контролю.


Главный государственный инспектор
Российской Федерации
по пожарному надзору         Г.Н. Кириллов

Декларация пожарной безопасности (пожарная декларация), требования к ее разработке и представлению регламентируются статьями 6 и 64 Федерального закона от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и приказом МЧС России от 24 февраля 2009 г. №91 "Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности".

Для объектов защиты, эксплуатирующихся на день вступления в силу федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", декларация пожарной безопасности (пожарная декларация) представляется в МЧС России не позднее 01 мая 2010 года.

С 01 мая 2009 года вступил в силу Федеральный закон РФ №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в котором в соответствии со ст.64 требуется составлять пожарную декларацию в отношении объектов следующих категорий:
  • объекты, для которых законодательством РФ о градостроительной деятельности предусмотрено проведение государственной экспертизы проектной документации;
  • здания детских дошкольных учреждений;
  • специализированные дома престарелых и инвалидов (неквартирные);
  • больницы;
  • спальные корпуса школ-интернатов и детских учреждений.

Стоимость разработки декларации пожарной безопасности для детских садов:

10000 рублей + стоимость транспортных расходов (от 1 до 5 в заявке)
8000 рублей + стоимость транспортных расходов (от 6 до 10 в заявке)

Стоимость разработки декларации пожарной безопасности для школ
20000 рублей + 5000 рублей за каждое отдельное строение
+ стоимость транспортных расходов (от 1 до 5 в заявке)
16000 рублей + 4000 рублей за каждое отдельное строение
+ стоимость транспортных расходов (от 6 до 10 в заявке)

Стоимость разработки декларации пожарной безопасности ДОГОВОРНАЯ


Мы выполним работу на 20% дешевле, чем вам предложат в другом месте.
Срок выполнения работ по оформлению
ДЕКЛАРАЦИИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (ПОЖАРНОЙ ДЕКЛАРАЦИИ)
- 7 рабочих дней
со дня предоставления требуемых документов.

Мы вышлем Вам перечень документов, которые необходимо предоставить для оформления
ДЕКЛАРАЦИИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (ПОЖАРНОЙ ДЕКЛАРАЦИИ)

Для обьектов муниципального подчинения мы берем на себя процесс регистрации
ДЕКЛАРАЦИИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (ПОЖАРНОЙ ДЕКЛАРАЦИИ)
в структурах МЧС

Наша организация разрабатывает декларации пожарной безопасности
для любого региона России.


В услугу по разработке декларации пожарной безопасности входит:

  • обследование объекта,
  • заполнение декларации пожарной безопасности,
  • сопровождение регистрации декларации пожарной безопасности в структурном подразделении МЧС России,
  • выдача рекомендаций по обеспечению пожарной безопасности объекта.

Для заполнения декларации пожарной безопасности Вы можете обратится к нам,
так же можете заполнить ее самостоятельно.


Для правильного заполнения пожарной декларации Вам требуется:

  • изучить все требования пожарной безопасности которые распространяются на Ваш объект, к ним относятся Федеральный закон №123, ГОСТы, СП (своды правил), НПБ (нормы пожарной безопасности);
  • указать в третъем разделе декларации (Перечень федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых обеспечивается на объекте защиты), какие требования федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности Вы выполняете.

Если Ваш объект запроектирован и построен по ранее действующими нормами пожарной безопасности и дальнейшая его эксплуатаця не приводит к угрозе жизни и здоровью людей (то есть объект не закрывался по решению суда), то Вам требуется в декларации пожарной безопасности указывать те нормы по которым объект строился.

Во втором разделе (Оценка возможного ущерба имущества третьих лиц от пожара) ставите любую цифру на Ваше усмотрение (если Ваше имушество не застраховано от приченения ущерба третьим лицам, если застраховано, вписываете номер и дату договора страхования).

Если Вы проводили расчет пожарного риска то тогда заполняется первый раздел декларации (Оценка пожарного риска, обеспеченного на объекте защиты), в нем Вы указываете значение уровня пожарного риска для Вашего объекта, который у Вас получился при последних расчетах, указываете требумый уровень пожарного риска предусмотренных статьей 79 ФЗ №123 вписываете все те мероприятия которые вы выборочно выполнили из нормативных документов по пожарной безопасности.


Еще курсы

Новости

Заказать

Оставьте свои контактные данные